Заработок на современном искусстве - как устроен бизнес арт-галерей

Посещение выставки современного искусства стало приятным досугом для многих жителей России — сейчас галереи современного искусства открываются не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и во многих других городах. Современное искусство привлекает аудиторию самых разных возрастов своей открытостью, доступностью и возможностью получить эмоциональный отклик от увиденного. В нашем блоге мы освещаем аспект зарабатывания денег, поэтому и в этой статье разбираемся, как устроен бизнес арт-галерей — как галереи генерируют доход и какие процессы за этим стоят. 

Данный материал мы собрали на основе прослушанной лекции в Anna Nova Gallery (галерея современного искусства в Санкт-Петербурге) и наблюдений арт-рынка.  

Как устроен рынок современного искусства — структура арт рынка

Рынок искусства, как и рынок в любой другой сфере бизнеса, представляет собой продажи предметов искусства — есть производитель и покупатель. Производитель в данном случае — это художник / создатель работы. И если художник получает прибыль единожды в момент первоначальной продажи своей работы (о том, сколько может заработать художник читайте ниже), то сама работа может и дальше становиться объектом купли-продажи. Среди череды будущих покупателей работы художника могут быть арт-дилеры, галеристы и, конечно, коллекционеры. 

Представители этих категорий хоть и по-разному подходят к вопросу покупки и владения предметом искусства, но всех их объединяет одно — стремление найти такого художника, чьи работы в будущем вырастут в цене и станут источником заработка.

Деньги в искусстве — как устроена бизнес-модель арт-галерей 

Арт-галереи можно представлять в виде дистрибьюторов работ искусства — они предлагают для покупки работы разных направлений и авторов-художников. Как и всякий дистрибьютор, галерея зарабатывает прибыль на продаже своих товаров — работ художников. На чем зарабатывают галереи — существует две модели получения прибыли от продажи работ: 

  • Если работа выкуплена у художника (автора) по фиксированной стоимости, то наценка на ее стоимость и есть выручка галереи 
  • Если художник (автор) предложил свою работу к продаже за комиссию с этой продажи, то галерея получает часть от стоимости продажи. 

Выручка идет на покрытие расходов, которых у галереи достаточно много: сюда входит аренда стендов на ярмарках, монтаж выставок, транспортные расходы, издание каталогов. 

Еще одним способом получения прибыли для галереи может являться арт-консалтинг и услуги по созданию частных коллекций. И, конечно, галерея получает доход от покупки билетов на свою выставку, когда делает ее общественной и предлагает для посещения всем жителям города и туристам — но в этом случае суммы скорее символичны и покрывают малую долю расходов. 

Так как бОльшую часть доходов галерея получает от продаж арт-объектов, задача галереи — создать портфель привлекательных для покупки работ, поэтому особое внимание уделяется их отбору. 

Как арт-галереи понимают, что работы художника стоит представлять у себя на выставках 

Здесь начинается самое интересное. У каждой арт-галереи есть галерист и куратор — ключевые лица, определяющие бизнес в искусстве и экономический успех галереи на всем ее пути. 

Галерист и его задача — продвижение художника на арт рынке

Галерист, он же владелец галереи — принимает решение, с какими художниками галерея планирует сотрудничество. Он продвигает “своих” художников и предлагает их работы к покупке коллекционерам, показывая их ценность. Галерист — и предприниматель, так как занимается продажей произведений и эксперт по искусству.

Продвижение художника на арт рынке и увеличение стоимости его работ требует утонченного процесса — нужно грамотно привлечь внимание к работам, повысить ценность и значимость автора в арт-пространстве. Для этого галерист должен представить автора на нужных выставках и ярмарка, провести создателя и его работы по нужному пути (и даже помочь номинироваться на премию), в результате которого его работы будут высоко оценены на арт-рынке. Во всем этом галеристу помогает куратор — независимый или закрепленный за его галереей. 

Существует мнение, что высшей точкой развития и продвижения автора арт-работ является участие в Венецианской Биеннале — у наших партнеров есть целый цикл выпусков, посвященной 60-й Венецианской Биеннале в 2024 году. 

60-я Венецианская биеннале современного искусства (20 апреля – 24 ноября 2024)

Работа куратора — арт куратор и его задачи

Куратор — человек, который занимается поиском перспективных направлений, авторов и арт-работ, а также разрабатывает концепцию выставки, осмысляя и систематизируя найденные арт-работы. Иными словами, представляет работу художников зрителю в нужном свете. 

Куратор имеет должный уровень образования, опыта и умений понимать и анализировать рынок искусства — отслеживать процессы, происходящие в искусстве и социуме, выделять современные ценности и проблематику. Еще одна ценность куратора в мире арт-галереи это влияние на экономический успех от проведения выставки — он устанавливает художественную ценность отдельных произведений и прогнозирует дальнейший путь развития художника. 

Путь автора / художника — как добиться внимания куратора и галериста, чтобы выйти на арт-рынок. 

Автору или художнику недостаточно создавать свои работы на актуальную проблематику и уметь выразить свое “нечто” в своей работе — на ранних этапах своего развития авторы прикладывают немалые усилия по собственному продвижению, чтобы их заметили кураторы. 

Одним из проверенных способов попасть в поле зрения куратора является участие в ярмарках искусства. В поисках новых авторов и художников, кураторы изучают, какой эффект и успех имели работы автора на ярмарках. Важно все — от статуса ярмарки до проявленного интереса посетителей к работам. Это именно тот случай, когда куратор и галерист может начать тесное сотрудничество с автором и вырастить из него ценного источника своего дохода. 

В свою очередь, попасть на ярмарку тоже нелегкая задачи — ярмарки избирательно подходят к работам, которые у них будут представлены, поэтому важно искать сообщества и членства в союзах, которые сотрудничают с ярмарками и конкурсами. 

Таким образом, арт-рынок уникален по своей природе — это не рынок автомобилей, где существует четкая градация по качеству, имиджу автомобильной марки и проданных единиц. Рынок современного искусства противоречив, зачастую непонятен стороннему наблюдателю, но теперь вы знаете, что за кулисами стоит целая система отбора, продвижения, и сбыта арт работ.  

События современного искусства в России и других странах на сайтах наших партнеров: 

  • ИП или самозанятый — что лучше для старта бизнеса?

    ИП или самозанятый — что лучше для старта бизнеса?

    ИП или самозанятый — что лучше для старта бизнеса? Как начать оформлять свой заработок  Если вы хотите оформлять свои доходы от бизнеса или других источников, вам нужно иметь налоговый статус и режим. Как правило, если вы только начинаете бизнес в небольших масштабах вам может подойти один из статусов — самозанятость или ИП. В этой статье…

    Читать далее


  • Как зарабатывать на кредитках?

    Как зарабатывать на кредитках?

    Как зарабатывать на кредитках — так ли прибыльна схема заработка на кредитных картах? Для кого-то кредитная карта — чистое зло, а для кого-то источник пассивного дохода и помощник в планировании и контроле своих расходов. Если для вас кредитная карта ассоциируется только с хаотичными и импульсивными тратами и долгами — читайте нашу статью о том, сколько…

    Читать далее


  • Заработок на современном искусстве — как устроен бизнес арт-галерей 

    Заработок на современном искусстве — как устроен бизнес арт-галерей 

    Посещение выставки современного искусства стало приятным досугом для многих жителей России — сейчас галереи современного искусства открываются не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и во многих других городах. Современное искусство привлекает аудиторию самых разных возрастов своей открытостью, доступностью и возможностью получить эмоциональный отклик от увиденного. В нашем блоге мы освещаем аспект зарабатывания денег, поэтому…

    Читать далее